Эксперты

Советы начинающему гитаристу от Дмитрия Журбина

29.09.2015 • By

Dmitry Zhurbin (11)

Меня всегда завораживала игра на гитаре. Часто после концертов хочется отстричь ногти и взять в руки изящный инструмент. Но после нескольких попыток я решила, что предпочитаю слушать музыку, а не играть ее. Но если вы нежно лелеете надежду стать звездой рок-н-ролла или хотя бы сразить друзей своей игрой, вам обязательно пригодятся советы опытного в этом деле Дмитрия Журбина.

Дмитрий Журбин – один из вокалистов-гитаристов группы “RED ROOM”. Играет на гитаре около девяти лет. Через руки Дмитрия прошло больше десятка инструментов, так что ему есть, чем поделиться с нами поделиться.

Самый первый вопрос

Первый вопрос, который нужно задать самому себе перед покупкой гитары, максимально банален и звучит так: «А нужно ли мне это?» Прежде всего, будь готов к тому, что это очень долгий путь, который нельзя пройти быстро. Понадобится не год и даже не два, чтобы научиться играть более-менее хорошо. Поэтому нужно подумать дважды, не мимолетное ли это желание? Надо четко понимать, что это действительно то, на что ты готов тратить силы, время и деньги. Ответив на этот вопрос, в принципе, больше себе вопросов задавать не нужно. Дальше понадобится жесткая самодисциплина, чтобы преодолеть желание все бросить. В такие моменты главное – заставить себя продолжать обучение.

Dmitry Zhurbin (3)

Начинать лучше с аккустики

Что касается выбора первой гитары, здесь есть много нюансов. Один из важных – финансовое положение. Аккустическая гитара намного дешевле самой простой электрогитары. Например, сносную аккустику можно найти за 3,5 – 4 тысячи, а самая незатейливая электрогитара будет стоить не менее 8 тысяч (и это только сам инструмент). Моя первая гитара стоила 1200 рублей. Я покупал ее еще в Охе на китайском рынке, но это было очень давно. Я сам начинал учиться на аккустической гитаре и абсолютно не жалею об этом. На ней играть в какой-то мере сложнее, но для начинающих гитаристов это несомненный плюс: с акустики на электрогитару перейти проще, чем в обратную сторону. И, конечно же, аккустика – это аккустика, она красиво звучит, и ее можно взять с собой куда угодно. И если вдруг ты неправильно ответил на первый вопрос, будет не так жалко потраченных средств.

Dmitry Zhurbin (10)

Покупать гитару «с рук» нужно предельно внимательно

Некоторые покупают свою первую гитару «с рук». В этом случае я настоятельно рекомендую брать с собой человека, который разбирается в гитарах, потому что довольно часто продают инструмент, с которым что-то не так. Если это аккустическая гитара, то нужно обратить внимание на состояние ладов – они могут быть изношены, иметь вмятины под струнами. Испорченными могут быть и колки – они не держат струны, в таком случае гитара будет звучать расстроено, как на старых записях Высоцкого. На электрогитаре следует проверить не только лады и колки, но и всю электронику – все ли ручки и переключатели работают, не шуршит ли она, не фонит. Бывали даже случаи, когда гитары ловили радио.

Dmitry Zhurbin (8)

Плавающий бридж, синглы и хамбакерны

К сожалению, я не большой специалист в аккустических гитарах, для меня они все схожи, я вижу разницу только в материалах и внешнем виде. В электрогитарах я смыслю больше, и первое, на что советую обратить внимание новичку – фиксированный бридж (бридж — это место, куда струны крепятся на корпусе). Такой бридж сложно испортить (хотя и это умудряются делать), с ним меньше проблем. Чаще всего новичок берет не самую дорогую гитару, а дешевый инструмент с не фиксированным бриджем очень легко расстраивается: достаточно неловко его качнуть. Это доставит много проблем. Потом, овладев навыками игры на хорошем уровне, можешь сделать осознанный выбор: нужен тебе плавающий бридж или нет. Я для себя четко решил – мне плавающий бридж не нужен, прекрасно обхожусь без него. На всех моих гитарах бридж фиксированный.

Также желательно обратить внимание на звукосниматели. Их существует два вида: синглы и хамбакеры. Синглы — это одиночные звукосниматели, они больше подходят для игры на чистом звуке, звучание у них более яркое и звонкое. Хамбакеры — это сдвоенные звукосниматели и они больше подходят для игры с перегрузом, чаще всего используются в рок-музыке, т.к. их звучание более напористое и «горячее». Следовательно, звукосниматели нужно выбирать в зависимости от того, что человек собирается играть.

Dmitry Zhurbin (2)

Умеренная бережливость

Что касается эксплуатации гитары, то здесь определяющую роль играют климатические условия: инструмент не любит чрезмерной влажности, как и чрезмерной сухости. Не нужно хранить гитары рядом с батареями, также не желательно ставить их у форточки. Но то, от чего инструмент портится больше всего – это влажность. От высокой влажности дерево может размякнуть и деформироваться под натяжением струн. В этом случае понадобиться дорогостоящий ремонт, но скорее всего, гитару можно будет выкинуть.

И другой важный момент в вопросе эксплуатации: нужно быть в меру бережным. Гитара – это твоя рабочая лошадка. Естественно, на ней все равно когда-нибудь появится какой-нибудь скол, вмятинка, царапина – это не так страшно. У автомобилистов есть поговорка: нет автомобиля без царапины. В нашем случае точно так же. Гитара – это не роговица глаза, ничего страшного, если она немного износится. Но намеренно швырять инструмент в угол после игры, разумеется, не нужно.

Dmitry Zhurbin (6)

Немного о мотивации

Одно из важнейших правил игры на гитаре, которое я бы повесил в рамочку: нужно адекватно оценивать свои силы. Когда начинаешь играть, тебе кажется, что ты можешь больше, и ты хочешь больше: сыграть что-то круче, что-то потяжелее, нежели Кузнечика. Ты пытаешься прыгнуть выше головы, но получается совсем не так, как в розовых мечтах – и это нормально. Но новичками это чаще воспринимается болезненно. Со мной такое было: я научился играть несколько песен и думал: «Какой же я молодец! Я умею играть эту песню и вот эту!» Потом пробовал сыграть что-то посложнее и понимал, что я совсем не молодец. И чем уровень выше, тем больше осознание того, что ты вовсе не так хорош, и есть огромный потенциал к росту. Репертуар для практики нужно подбирать в соответствие со своими возможностями: сначала научиться играть что-то простое, потом немного сложнее — и так всю жизнь.

Dmitry Zhurbin (12)

И в конце: с чего начать?

Для начала я бы рекомендовал выучить основные аккорды – их не так уж и много. Это пригодится неоднократно, особенно, если играешь на аккустической гитаре. Кроме того, я советую выучить ноты. Есть нотная теория, ее никто не отменял. Это задача посложнее, но потом сам себе скажешь большое спасибо. Очень удобно знать, в каком месте у тебя какая нота. Я в свое время этому не научился, моя игра на гитаре всегда была больше интуитивной: по слуху, по ощущениям. Я просто слышу песню и подыгрываю, но при этом не знаю, какие ноты играю, а было бы очень полезно.

Фотографии: Олег Бренцан