Эксперты

Зоя Быстрова: мы привносим новое в повседневную жизнь

15.08.2016 • By

Zoya Bystrova (3)

Если вы до сих пор жалуетесь, что мама отдала вас в математический кружок, а не театральный, советую перестать это делать и попробовать себя в живых квестах. О том, что это такое и как может помочь в жизни, нам рассказала создательница нового вида досуга на Сахалине Зоя Быстрова. А в конце интервью специально для читателей Беседки Зоя открыла небольшой секрет из будущего мира развлечений.

— Расскажи, при каких обстоятельствах родилась идея создания живых квестов?

Одно время меня очень увлекла игра в мафию. Сначала мы с друзьями ходили в существующий в Южно-Сахалинске клуб, потом стали проводить игры только для своей компании. Дальше мне стало интересно, чем еще можно разнообразить дружеские вечера? Начались скитания в интернете, которые в итоге привели меня к квестам. Стала искать что-то подобное у нас в городе – не нашла. Тогда я познакомилась с ребятами, которые могут написать сценарий для игры и купила у них несколько вариантов. К сожалению, из-за работы у меня не было времени, и идея осталась в долгом ящике. Потом я уволилась и вернулась к пролежавшим два года сценариям. Первые пробные игры проводились в тесном кругу друзей, а потом потихоньку стали присоединяться новые люди. Я даже не думала заниматься этим всерьез, но сейчас это не то, чтобы работа или хобби – не подходящие определения. Это моя душа, я сама.

— Чем живые квесты принципиально отличаются от комнаты квестов?

В квест комнате игрокам дается определенное время, чтобы выбраться, выполнив все задания. Живые квесты основаны на общении – это разновидность ролевых игр. Мы не привязаны к определенному месту, главное – чтобы человек был готов воспользоваться своим воображением. Например, недавно мы играли в квест по мотивам фильма «Великий Гэтсби». Действие происходило в обычном кафе, но все игроки пришли соответствующе одетыми и хорошо вжились в роли. Создалась такая настоящая атмосфера! Все зависит от фантазии, от того, как человек может представить себе ситуацию, в которую ему предстоит погрузиться.

Zoya Bystrova (16)

— В чем заключается игра? Как она проходит?

Думаю, это лучше всего объяснить на примере. У нас проходила игра «Венецианские маски». Мы представили, что находимся в Венеции и перед рождеством дож (веницианский мэр) собрал всех на бал. Потом выяснилось, что среди пришедших гостей прячется маньяк, которые перед этим совершил несколько преступлений в городе. Всем собравшимся надо было узнать, кто это. Плюс сам дож тоже скрывался под маской другого человека, представлялся чужим именем. У нас был Казанова, который соблазнял девушек, кто-то был аббатисой (настоятельницей женского монастыря), кто-то поставщиком вина, торговцем драгоценностями, и у каждого помимо основной были свои личные цели – удачный брак, выгодные контракты, шантаж и хранение секретов, признание в обществе и зельеварение… .

— Игроки заранее знают о своих целях?

Перед игрой каждому достается конверт, в котором лежат игровые карточки. Там перечислены допустимые к использованию предметы и их свойства, описание ситуации и полная характеристика персонажа: его история, характер, облик. Немного фантазии, и вы можете полностью перевоплотиться в другого человека.

— Где обычно проходят игры?

У нас есть детективные игры, которые не предполагают передвижений и проводятся за столом в любой кофейне. Если это крупное мероприятие, то мы заранее договариваемся с каким-то местом, залом. Мы не арендуем помещение полностью, в это же время могут приходить другие посетители. Обычно мы никому не мешаем, и нам никто не мешает. Некоторые даже с интересом слушают, как мы обсуждаем какие-то преступления или романтические вещи и не понимают, что происходит.

Zoya Bystrova (6)

— Участники сами работают над образами героев или костюмы предоставляются?

Пока мы не предоставляем костюмы, чтобы не увеличивать стоимость участия в квесте, мне хочется, чтобы как можно большее количество людей попробовали для себя новый вид досуга. Для некоторых игр мы предлагаем участникам необходимые атрибуты. У нас уже есть настоящие «квестоманы». Я таких людей называю взрослыми детьми: они уже выросли, но в душе сохранили умение радоваться, у них хорошая фантазия, они не стесняются, могут поучаствовать в любой афере, очень открытые и живые. Они просят заранее выбрать роль, чтобы подготовиться, придумать соответствующий образ. Некоторые приходят в обычной одежде, просто хотят попробовать себя. Мы не против и рады помочь любому представить себя другим человеком.

— В этой игре есть победители?

Это еще одна особенность живых квестов, которую одни считают плюсом, другие – минусом. В этой игре нет победителей и нет проигравших. Во время игры ты сталкиваешься с нестандартными ситуациями, которые редко встретишь в повседневной жизни, и можешь проверить свои силы, потренировать мышление, преодолеть страхи и стеснительность. Для некоторых проблема даже заговорить с незнакомым человеком, кому-то предстоит впервые танцевать на публике, потому что по игре он – танцор. Постепенно люди раскрепощаются и делают то, что от них требуется, а потом такие окрыленные, радостные: «Как здорово! Я никогда в жизни этого не делал! У меня получилось!» С другой стороны, некоторым хочется сказать: «Я так много сделал, хочу какой-нибудь приз». Здесь главное – просто получить удовольствие от атмосферы, посмотреть, с чем ты смог справиться, а с чем – нет.

Zoya Bystrova (17)

— Ты упоминала, что одна из целей игры – вернуть внимание людей к живому общению, но ведь моделирование несуществующей ситуации – это тоже некоторый уход от реальности?

Естественно, если бы мы во время квеста занимались тем же, чем каждый день – в этом не было бы никакого смысла. Мы привносим что-то новое в повседневную жизнь, помогаем людям выйти за рамки привычных ролей. Не у всех есть возможность съездить куда-нибудь или сменить вид деятельности. У нас же скромный учитель может стать выдающимся детективом, раскрыть какое-то запутанное дело, честный человек может примерить на себя роль преступника, служащий банка оказаться капитаном пиратского корабля. Люди настолько интересно реагируют на нестандартную ситуацию! Например, можно дать задание кого-то «отравить» (подсыпать сахарную пудру в напиток). Некоторые даже глазом не моргнут, как будто каждый день этим занимаются: безошибочно поймают момент, а потом невозмутимо поднесут стакан жертве. Другие начинают краснеть, потеть, трястись, запинаться и просто не могут себя заставить это сделать даже понарошку! Иногда у нас завязываются пары. Очень приятно смотреть, когда незнакомые люди поучаствовали в квесте, а в следующий раз они пришли уже вместе. Поженились в игре и начали встречаться в жизни.

— Как происходит процесс «контролирования» хода событий? Что помогает участникам раскрепоститься?

В процессе подготовки квеста я знакомлюсь с каждым игровым персонажем, думаю, как бы поступила в ситуации, в которой оказался герой, стараюсь просчитать все возможные ходы. В течение игры общаюсь со всеми участниками, смотрю, как они поступают. Если вижу, что кто-то растерялся, не знает, что делать, подхожу, советую, предлагаю взглянуть на события под другим углом.  Бывает, сюжет поворачивается так неожиданно, что даже я оказываюсь удивлена! Иногда встречаются люди, которые просто не понимают, что это игра и не могут вынести то, что они считают «проигрышем». Например, если у его персонажа украли карту, без которой он не может дальше выполнять задание, он, вместо того, чтобы придумать, как ее вернуть, начинает злиться на всех присутствующих. Тогда мне нужно поговорить с ним, вернуть в игровую ситуацию, подсказать выход. К счастью, чаще всего все проходит гладко.

— Сколько человек могут участвовать в игре?

У нас был опыт организации игр для групп от пяти до шестидесяти человек.

— За шестьюдесятью игроками так просто не уследить…

Я не одна, у меня есть хорошие помощники, на которых можно положиться.

Zoya Bystrova (10)1

— Какие трудности возникают при подготовке квеста?

Существуют три проблемы: первая – аренда помещения. Мы можем просто прийти и попить кофе, но если мы хотим попить кофе и при этом поиграть, администраторы расценивают это как банкет и просят соответствующую плату. К счастью, есть и адекватные люди, которые понимают идею и с удовольствием принимают нас. Вторая – не всегда хватает музы. Бывает, долго готовишься, а потом понимаешь, что сегодня просто не твой день, а надо проводить игру. Работа очень творческая, нужно самой хорошо чувствовать ситуацию, но не всегда на это хватает эмоций. К счастью, это бывает редко. А самая большая трудность заключается в том, что у нас очень активные девушки и пассивные мужчины. 80% участников квеста – представительницы прекрасного пола. Они приходят, открытые общению, новым знакомствам, а мужчин нет.

Бывают ли какие-нибудь курьезы во время игры?

Бывают, но больше не во время, а после игры или в процессе подготовки. Например, однажды одна из заядлых квестоманок забыла сдать игровой бейджик. На следующее утро она пришла на работу и по ошибке надела его вместо рабочего, перепутав их в сумке. Она так и оставалась директором Чернобльской АС, пока постоянный клиент не спросил: «У Вас повышение?»

— Как часто проходят игры?

По расписанию раз-два в неделю мы играем в детективную игру – раскрываем преступление, сидя за столом за чашечкой кофе. И пару раз в месяц проводим квест. Иногда мы организовываем масштабные игры на открытой площадке. Сейчас мы запускаем еще один квест, поэтому летом у меня было мало времени, и мероприятия проводились не так часто.

Zoya Bystrova (12)1

— Новый квест?

Да, это будет совершенно новая вещь. Игра для двух – пяти человек. Участников усаживают в кресла в особой комнате и завязывают им глаза. Потом ведущий, описывает вымышленное место, в котором они находятся, и ситуацию, в которой оказываются. И тут начинается игра воображения. Из-за того, что не работает зрение, сознание потихоньку начинает воспринимать эту «нереальность», как я ее называю. В итоге можно испытать самые необыкновенные чувства от любви до ненависти всего за один час.

— Как достигается такой эффект?

 Я не могу открыть всех секретов. Скажу только, что вся игра сопровождается соответствующими звуками, запахами и «случайными встречными» — актерами, которые будут мешать или помогать. Это абсолютно новый формат!

— В завершение не назовешь самую вескую причину посетить живой квест?

Это новые знакомства, новое общение, новые эмоции. Причем эмоции не одноразовые, а настолько живые, что если вы придете с друзьями, то точно будете обсуждать это еще не один день. К тому же вы научитесь по-другому смотреть на проблемы, потому что когда вы сталкиваетесь с ними в жизни, вы видите ситуацию с маленького расстояния, воспринимаете слишком близко к сердцу и не можете найти выход. А когда понимаешь, что это просто игра, что все легко, видишь, что существует множество разных решений. Это очень помогает в реальной жизни. По крайней мере, мне, надеюсь, что и другим тоже.

Текст и фотографии: Анна Макарова